Татары — татар (самоназвание) тюркский народ, живущий в центральных областях европейской части России, в Поволжье, Приуралье, в Сибири, Казахстане, Средней Азии, на Дальнем Востоке. Численность в России составляет 5554,6 тысячи человек (перепись населения 2002). Делятся на три основные этно-территориальные группы: татары волго-уральские, сибирские и астраханские. Татары составляют около половины населения Республики Татарстан. Татарский язык относится к тюркской группы алтайской семьи языков. Верующие татары (за исключением небольшой группы — кряшен, исповедующих православие) — мусульмане-сунниты. Впервые этноним «татары» появился среди монгольских племён, кочевавших в VI-IX веках к юго-востоку от Байкала. В XIII веке с монголо-татарским нашествием название «татары» стало известно в Европе. В XIII-XIV веках оно было распространено на некоторые народы Евразии, входившие в состав Золотой Орды. Начало проникновения в Приуралье и Поволжье тюркоязычных племён относится к III-IV векам н. э. и связано с эпохой нашествия на Восточную Европу гуннов и других кочевых племён. Оседая в Приуралье и Поволжье, они воспринимали элементы культуры местных финно-угорских народов, а частично и смешивались с ними. В V-VII веках наблюдается вторая волна продвижения тюркоязычных племён в лесные и лесостепные районы Западной Сибири, Приуралья и Поволжья, связанная с экспансией Тюркского каганата. В VII-VIII веках в Поволжье из Приазовья пришли болгарские (также тюркоязычные) племена, которые вместе с проникшими сюда ранее тюрками и местными финно-уграми в X веке создали государство — Болгарию Волжско-Камскую. В XIII-XV веках, когда большинство тюркоязычных племён входило в состав Золотой Орды, происходила некоторая нивелировка их языка и культуры. В XV-XVI веках происходит формирование отдельных групп татар — Среднего Поволжья и Приуралья (казанские татары, мишари), астраханских, сибирских, крымских и других. Татары Среднего Поволжья и Приуралья, наиболее многочисленные и имевшие более развитую экономику и культуру, к концу XIX века сложились в буржуазную нацию. Основная масса татар занималась земледелием, в хозяйстве астраханских татар главную роль играли скотоводство и рыболовство. Значительная часть татар была занята в различных кустарно-ремесленных производствах. Материальная культура татар, складывавшаяся в течение длительного времени из элементов культуры ряда тюркских и местных племён, испытала также влияние культур народов Средней Азии и других регионов, а с конца XVI века — русской культуры. В антропологическом плане татары крайне неоднородны. Часть сибирских татар по физическому облику приближается к южносибирскому типу большой монголоидной расы. Сибирские татары, так же как и татары Поволжья и Приуралья, говорят на татарском языке кыпчакской подгруппы тюркской группы алтайской семьи. Литературный язык сформировался на основе среднего (казанско-татарского) диалекта. Наиболее древняя письменность — тюркская руника. С X века по 1927 год существовала письменность на основе арабской графики, с 1928 по 1936 гг. использовалась латинская графика (яналиф), и лишь потом появилась письменность на кириллической графической основе. Традиционным жилищем татар Среднего Поволжья и Приуралья была срубная изба, отгороженная от улицы забором. Внешний фасад украшался многоцветной росписью. У астраханских татар, сохранивших больше степных скотоводческих традиций, в качестве летнего жилища бытовала юрта. Одежда мужчин и женщин состояла из шаровар с широким шагом и рубашки (у женщин дополнялась вышитым нагрудником), на которую надевался безрукавный камзол. Верхней одеждой служили казакин, а зимой — стёганый бешмет или шуба. Головной убор мужчин — тюбетейка, а поверх неё — полусферическая шапка на меху или войлочная шляпа; у женщин — вышитая бархатная шапочка (калфак) и платок. Традиционная обувь — кожаные ичиги с мягкой подошвой, вне дома на них надевали кожаные калоши. Для костюма женщин было характерно обилие металлических украшений.
НОВОСТЬ для неравнодушных к делу обережения и укрепления татарского языка, а также к делу укрепления престижа, силы духа и единства татарского народа:
24 февраля 2010 г. Московское общество татарской культуры «Туган тел» провело в Московском Доме национальностей очередную (по счету – четвертую) конференцию, посвященную Международному дню Родного языка.
В ответ на приглашение общества «Туган тел» на участие в указанной Конференции, независимый татарский историк и писатель Гали Еникеев - поскольку по объективным причинам не имел возможности прибыть на Конференцию - направил свою статью «Триединое наследие наших Предков». Статья посвящена делу обережения и укрепления татарского языка, а также делу укрепления престижа, силы духа и единства татарского народа. Указанная статья Гали Еникея была зачитана участникам Конференции Дамиром Серажетдиновым - вице-президентом Региональной благотворительной общественной организации «Московское общество татарской культуры «Туган Тел». Гали Еникей указанную свою статью написал на русском языке – чтобы статью эту смогли прочитать как можно больше людей, при том особо имея в виду то, что, к сожалению, все больше и больше татар не могут читать, а многие и разговаривать на родном языке. Соответственно, одной из целей статьи Гали Еникея «Триединое наследие наших Предков» является «возвращение в пространство Родного языка» теряющих свой язык соплеменников. Неравнодушные к делу обережения и укрепления татарского языка, а также к делу укрепления престижа, силы духа и единства татар могут прочитать указанную статью здесь: http://tartareurasia.ucoz.com/publ/starye_stati_gali_enikeeva/2
Но ведь в VI-VIII веках уже были татары, и говорили на татарском языке...
И если татары и чуваши являются потомками булгар, то почему они до сих пор себя "булгарами" (болгарами) не называют? Также, как и болгары дунайские? С чего это они вдруг решили "переименоваться в татар", да и когда они "переименовались"?
На самом деле, все же подлинная история татар "не совсем та, вернее, совсем не та, которую нам преподавали в советских школах". в настоящее время по истории татар уже есть замечательные работы. Например, книги татарского историка и писателя Гали Еникеева. Рецензия доктора исторических наук Д.М. Исхакова на первую (фундаментальную) работу Г.Еникеева "Чингиз-хан и татары: мифы и реальность" здесь: http://tartareurasia.ucoz.com/publ/1-1-0-1
И на основе указанной работы написана третья книга Еникеева "По следам черной легенды", главы этой книги опубликованы здесь: http://tartareurasia.ucoz.com/publ/knigi_enikeeva_gr/5 В работах (книгах) Г.Р. Еникеева обстоятельно изложено, откуда и как произошли и развивались татары, и отношение предков татар Европы и Азии (как "до монголо-татар", так и в оное время и после) к татарам Чингиз-хана, и взаимоотношения татар с русскими и другими их земляками - которые были на самом деле не "войной на истребление (порабощение)" а совсем другими...
Булгары Булгары (то же самое, что и древние болгары) — кочевые племена, занявшие во второй половине V века степи Причерноморья и Приазовья. Говорили на булгарском языке. В это время булгары-кочевники (часто в союзе со славянскими племенами) беспокоят границы Византийской империи. Так, в 539—540 годах булгары проводят рейды по Фракии к эгейскому побережью и по Иллирии до Адриатического моря. После смерти балтавара Кубрата, его империя распалась. Один сын его — Аспарух, со своими людьми ушёл на Дунай, обединился со славянами и создал Дунайскую Болгарию, которая существует и сегодня. Другой сын — Котраг, ушёл на Волгу и создал Волжскую Болгарию. Потомками волжских булгар являются казанские татары и чуваши.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]